Наследие мастера |
Дуркина Серафима Петровна родилась в Большеземельской тундре, в семье кочующих оленеводов. Все детство провела там, рядом с родителями и родственниками. Уроки мастерства впитала с «молоком матери». Первая игрушка, которую она сделала сама – кукла ӈухуко. Студенчество прошло в стенах Нарьян-Марского педагогического училища им. И.П. Выучейского. После окончания училища была направлена в «Хорей-Верский Красный чум» учителем, но в связи с ликвидацией Красных чумов вернулась в город. В составе I экспериментальной агиткультурной бригады ездила по населенным пунктам, рыбучасткам, оленеводческим бригадам и колхозам с культурной программой. Является участником ненецкого театра «Илебц» с 1996 года, а в 1998 году была его руководителем. Все костюмы для участников коллектива созданы своими руками из подручного материала. Навыки шитья получила от мастера Бобриковой Екатерины Никитичны. «На выставке представлены предметы из семейного архива (конец XIX века): накосники и пояс с медной пряжкой, которые достались по наследству от мамы, Александры Павловны Явтысой, которой, в свою очередь, они тоже перешли от мамы - Таисьи Ивановны Вылка. Накосники объехали почти всю Россию и даже побывали за границей. Я всегда в них выступала, когда была руководителем театра «Илебц». Ненецкое украшение выполняло несколько функций: во-первых – тяжесть множества медных пуговиц и металлических украшений заставляла девушку ходить прямо и с достоинством держать голову и осанку, во-вторых – смотрится очень красиво, и наконец - это украшение при движении производит своеобразный звон, по этому звону дети могут определить, что мама недалеко» - рассказывает Серафима Петровна. Женское накосное украшение та"нё' (на востоке ӈэбт’) является продолжением натуральных кос. Представляет собой две скрученные из сукна (жгутом) ложные косы, соединенные между собой в нескольких местах нитками разноцветных бус или металлическими украшениями. На концах обычно треугольные кусочки из ровдуги или сукна, украшенные металлическими бляхами, цепочками, подвесками. Ложные косы вплетались в волосы свободным куском сукна и обматывались поверх тесемкой из шерсти или сукна. Таким образом, при ношении этого украшения натуральные косы не были видны. В Малоземельской и западной части Большеземельской тундр накосники прикреплялись к мягкой повязке - судыр", которые обильно украшались бисером. Ложные косы носили девушки, женщины, иногда девочки начиная с шести - семи лет. |