Экспедиции в традиции Печать

ОЛЬГА КОЦЮБАНСКАЯ, заведующая отделом коми культуры ЭКЦ НАО вместе с учеными из Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук АЛЕКСЕЕМ РАССЫХАЕВЫМ и ВАЛЕРИЕМ ШАРАПОВЫМ вернулись в Нарьян-Мар из фольклорно-этнографической экспедиции в п.Усть-Кара Ненецкого автономного округа. Целью исследователей было изучение традиционной духовной культуры коми-ижемцев, оказавшихся волею судьбы в Большеземельской тундре.

news_2021.09.27_0_01

Подобные экспедиции по сбору полевого материала о традициях и быте коми-ижемцев НАО проводятся уже несколько лет, проект начал свою работу в 2014 г. Исследователи работали в Волоковой и Нарьян-Маре (2014 г.), Каратайке (2015 г.), Харуте (2016 г.) и Неси (2019 г.). В планах поездка в Ому (Канино-Тиманская тундра).

Всего во время нынешней экспедиции было опрошено 18 информантов, интервью с которыми записаны на диктофон. Сделано большое количество фотографий. Экспедиция собирала материалы по различным темам, связанным с оленеводческой культурой, историей заселения поселка, освоением тундры. Зафиксированы родовые предания о появлении предков наших рассказчиков в поселке и их роли в формировании фольклорной традиции колвинских ненцев.

В Усть-Каре записаны материалы о сказителях ижмо-колвинского эпоса, которых еще в в 1970 г.представила фольклорист из Республики Коми Вера Михайловна Кудряшова. Среди исполнителей особо выделялся Иван Степанович Хатанзейский (1911 г.р.), чьи эпические песни опубликованы в 1985 г. в книге «Эпос народа коми» (сост. А.К. Микушев). Найдены фотографии сказителя, записаны биографические сведения и особенности исполнения коми песен и частушек.

Уникальны рассказы жителей об особенностях самоидентификации местного населения, большая часть которого считает себя ненцами, но является носителем ижемского диалекта коми языка. Своеобразие традиции придают охотничьи байки о промысле пушного зверя, рыбы, встречах с медведями.

Записаны интересные факты о проведении традиционных коми свадеб среди оленеводов ещё в середине 1980-гг. Свадьба включала сватовство, рукобитье, обмен кольцами, одаривание подарками, оплакивание невесты и двухдневное пирование. Отметим, что некоторые женщины до сих пор носят в повседневной жизни традиционный ижемский костюм и головной убор замужней женщины - бабаюр.

Новые данные зафиксированы по обрядам крещения ребенка в чумах пожилыми женщинами, похоронах умершего и поминальным обычаям. Записаны оленеводческие игры с использованием оленьих и птичьих косточек, рогов. Взято и описание самодельных кукол.

Организаторы и участники экспедиции искренне благодарят жителей Усть-Кары за отзывчивость, особенно информантов, а также Зинаиду Михайловну Чупрову, Александру Павловну Белорусову, Татьяну Кимовну Хатанзейскую, которые помогли наладить контакты с местными жителями и украсили быт исследователей.

 

Независимая оценка

 

spbmkf_2016

 

spbmkf_2016

Сувенирная лавка

 

logo_ALL_culture_RGB

 

2020_npkultura

 

grants

 

Baner_Tel

 

Baner_CRB