Designed by:
Reseller hosting Joomla Templates
Hosting services
Не житье, а Масленица Печать

Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до середины XV века год на Руси начинался с марта. Мы и сейчас говорим: как встретишь год, так его и проведёшь. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». А само название «Масленица» возникло только в XVI-XVII вв. (по разным источникам). Ведь на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

news_2021.03.10_1_01

Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица – это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица озарена радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Хотя в соответствии с народной традицией весна наступит только после Пасхи. Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: это прежде всего поминание ушедших предков. В наши дни круглые, румяные, горячие блины являют собой символ солнца, которое всё ярче разгорается, удлиняя дни.

Каждый день Масленицы имеет своё название, за каждым закреплены определённые действия, правила поведения. И праздновали Масленицу в разных местах наособинку.

В русском селе Усть-Цильма Республики Коми, по рассказам Зои Фёдоровны Чупровой, хранителя и исследователя усть-цилемской культуры, руководителя фольклорного ансамбля «Родные напевы», в течении всей масленичной недели устьцилёма ходили друг к другу в гости, делали переходы, т. е. каждый день устраивали гостьбу в разных семьях, а на Пижме такие переходы делали дважды в день, разделением являлась вечерняя обряда - уход за скотом. Неделю гостились, у одних посидят, пели песни без конца, потом обрядятся, переоденутся и к другим пойдут.

Пижемцев даже седунами называли.

Молодёжь особо собиралась: в первой половине дня парни и девушки «гоняли» на лошадях по селу. Парни запрягали лошадей в дорогие сбруи, украшенные медными пуговицами, в расписные дуги с колокольчиками, и приглашали приглянувшихся им девушек прокатиться по деревне.

В Масленицу устраивали так называемый «поезд»: на двое саней устанавливали самую длин-ную лодку, на носу которой сидел человек, изображавший масленицу, в вывернутой наизнанку шубе, шапке. Тут же в ступе толкли солому, на железной печке пекли блины. Пели песни, плясали под гармошку. Делая остановки, «поезд» проезжал по всей Усть-Цильме.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощённости, всеобщей радости и веселья!

 

Независимая оценка

 

spbmkf_2016

 

spbmkf_2016

Сувенирная лавка

 

logo_ALL_culture_RGB

 

2020_npkultura

 

grants

 

Baner_Tel

 

Baner_CRB

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!