Наследие мастера Печать

Дуркина Серафима Петровна родилась в Большеземельской тундре, в семье кочующих оленеводов. Все детство провела там, рядом с родителями и родственниками. Уроки мастерства впитала с «молоком матери». Первая игрушка, которую она сделала сама – кукла ӈухуко. Студенчество прошло в стенах Нарьян-Марского педагогического училища им. И.П. Выучейского. После окончания училища была направлена в «Хорей-Верский Красный чум» учителем, но в связи с ликвидацией Красных чумов вернулась в город. В составе I экспериментальной агиткультурной бригады ездила по населенным пунктам, рыбучасткам, оленеводческим бригадам и колхозам с культурной программой. Является участником ненецкого театра «Илебц» с 1996 года, а в 1998 году была его руководителем. Все костюмы для участников коллектива созданы своими руками из подручного материала. Навыки шитья получила от мастера Бобриковой Екатерины Никитичны. 

news_2019.08.20_1_03

«На выставке представлены предметы из семейного архива (конец XIX века): накосники и пояс с медной пряжкой, которые достались по наследству от мамы, Александры Павловны Явтысой, которой, в свою очередь, они тоже перешли от мамы - Таисьи Ивановны Вылка. Накосники объехали почти всю Россию и даже побывали за границей. Я всегда в них выступала, когда была руководителем театра «Илебц». Ненецкое украшение выполняло несколько функций: во-первых – тяжесть множества медных пуговиц и металлических украшений заставляла девушку ходить прямо и с достоинством держать голову и осанку, во-вторых – смотрится очень красиво, и наконец - это украшение при движении производит своеобразный звон, по этому звону дети могут определить, что мама недалеко» - рассказывает Серафима Петровна. 

Женское накосное украшение та"нё' (на востоке ӈэбт’) является продолжением натуральных кос. Представляет собой две скрученные из сукна (жгутом) ложные косы, соединенные между собой в нескольких местах нитками разноцветных бус или металлическими украшениями. На концах обычно треугольные кусочки из ровдуги или сукна, украшенные металлическими бляхами, цепочками, подвесками. Ложные косы вплетались в волосы свободным куском сукна и обматывались поверх тесемкой из шерсти или сукна. Таким образом, при ношении этого украшения натуральные косы не были видны.

В Малоземельской и западной части Большеземельской тундр накосники прикреплялись к мягкой повязке - судыр", которые обильно украшались бисером. Ложные косы носили девушки, женщины, иногда девочки начиная с шести - семи лет.

news_2019.08.20_1_02

news_2019.08.20_1_04

news_2019.08.20_1_01

#ОДПТЭКЦНАО

 

Независимая оценка

 

spbmkf_2016

 

spbmkf_2016

Сувенирная лавка

 

logo_ALL_culture_RGB

 

2020_npkultura

 

grants

 

Baner_Tel

 

Baner_CRB