Родом из тундры |
Тайбарей Галина Григорьевна — поэтесса, член Народного литературно-творческого объединения “Заполярье”. Родилась 07.02.1954 года в семье потомственных оленеводов Большеземельской тундры (д. Хабарово Амдерминского района). Детство провела в посёлке Чёрное, училась в Варандейской восьмилетней школе, Ненецкой школе-интернат. Среднее образование получила в средней школе № 14 г. Павловска Ленинградской области. Окончила в 1980 г. Северный факультет института им. А.И. Герцена. Работала в Волоковской восьмилетней школе учителем русского языка и литературы; учителем ненецкого языка и воспитателем Ненецкой школы-интерната г. Нарьян-Мар; преподавателем ненецкого языка и методики его преподавания, истории культуры народов Крайнего Севера в Нарьян-Марском педагогическом училище им. И.П. Выучейского (переименован в социально-гуманитарный колледж); в Ненецком зооветеринарном техникуме; заочном отделении социально-гуманитарного колледжа и Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Пишет на ненецком и русском языках стихи и прозу о родном крае, ненецкой традиционной культуре.
Галина Тайбарей и Лидия Сядейская В её новой книге «Родом из тундры» опубликованы её авторские стихи и проза, а также переводы произведений Лидии Евгеньевны Сядейской и Инги Александровны Артеевой на ненецкий язык. На презентации, состоявшейся 26 июня, собрались настоящие ценители. Разговор получился чрезвычайно интересный. Галина Григорьевна увлекательно поведала о некоторых этапах своей творческой биографии, а стихи на ненецком и русском придавали рассказам ещё более яркие краски. Некоторые стихи уже являются песнями – зрители услышали их в исполнении автора. Книга вместила и детство, и юность, и целую жизнь, - поэтому она так дорога и автору, и читателям. Звучали проникновенные слова о родстве, тундровой дружбе, о том, что тундра – настоящий дом для того, кто её понимает и любит. Евгения Растягаева поздравляет автора
Галина ТАЙБАРЕЙ
*** Дождь холодною ладонью прикоснулся к губам: «Молчи!»
Гладь усталой воды мне снова песни свои поёт.
Грусть. Тяжёлая осень по двору моему идёт.
Я во сне тихо плачу без особых на то причин.
Ученическая сумка
Посвящается профессору М. Я. Бармич
Царствует белая ночь Сегодня на Канине, А тундры великой дочь Проходит экзамены. Каменный царский град Встретил приветливо. Из тундры она в Ленинград. Учиться приехала.
Книги, немного еды, Из замши малица… От тобок сырые следы Останутся в памяти. Встретил святым дождём И звуками звонницы. Повел её тем путём, Что знанием полнится.
И с русским родной язык Поставила вровень ты, И этот родимый звук Такой же он полноты. О, светлая Канина дочь, Такая умелая! — Экзамены, будние дни, — Все верно ты делала. В великие семьдесят лет Стезя не измерена. С хорошей душой человек Шагает уверенно. Все дарим тебе цветы Мы вновь в день рождения. Душевной большой красоты, Всегда быть в движении.
Средь лучших твоих друзей Ты здесь возвышаешься. Желаем отличных идей, Ведь с ними ты справишься. Будь светел, соратник и друг, Здоровья и радости, И жизни пусть ширится круг В немеркнущей благости!
Навага Мы, дети тундровиков-оленеводов, по достижении семилетнего возраста уезжали учиться в школу-интернат. Школьный вертолёт увозил нас на край земли в посёлок Варандей. Я впервые уезжала так далеко от мамы, увозила с собой её наставления учиться хорошо, слушать учителя и меньше грустить. Мама была во всём мне примером, и огорчать её даже в мыслях не было. Вертолёт приземлился на песчаном берегу. Мы, школьники все высыпали. Для кого-то это был знакомый посёлок, а для меня — большая неизвестность. Она не приносила никакого беспокойства, это было открытием нового периода жизни. Игрушки уходили на второй план, я должна была организовать себя, жить самостоятельно среди других детей. До школы я мало играла со сверстниками, в основном время проводила с двоюродными братьями и сёстрами. Но главное в школе — научиться говорить по-русски. Я не думала, что это будет очень сложно, увлекательно и интересно. Учили нас красиво говорить, читать, писать на русском и ненецком языках. Учёба воспринималась, как труд. Старшие сёстры и братья вели контроль наших достижений, потому что с детства нас учили слушать старших и набираться опыта, для них это пройденный путь. В интернате все мы были подстрижены налысо, всем нам выдали шерстяные портянки и кирзовые сапоги, длинное пальто. Одежда была лёгкой, непривычной. Было такое ощущение, что я вхожу во что-то большое, неизведанное. Это чувство соприкосновения к новой культуре. После школы мы, дети тундры, одевались в свои меховые малицы, паницы, пимы и бежали на берег моря. Там рыбаки ловили навагу. В морозные дни добытую рыбу оставляли на некоторое время на льду, чтоб она застыла. А мы бежали гурьбой, договаривались, кто сколько рыб каждый возьмёт. Чаще одну-две. Бежали в интернат накрывали стол, доставали свои ножи, привезённые из дома. Закрывали плотно шторы, гасили свет, один вставал у дверей, крепко держась за ручку, и мы все смотрели, в какой рыбе больше фосфора. На одном из уроков природоведения учительница рассказала о том, что в рыбе много фосфора, который необходим для костной ткани, для белизны и здоровья зубов. А в магазине в то время продавали модные броши из фосфора, которые в темноте светились желтовато-зелёным светом. Среди принесённой добычи мы искали ту рыбу, которая светится. Фосфор в рыбе, по нашим понятиям, должен светиться, как брошь. И действительно, попадалась рыба, которая светилась сочным зелёноватым светом. Мы девочки оживленно восклицали: «Смотрите, она светится, в ней много фосфора! Я её буду есть, моя очередь!» Строгали эту рыбу, макали в соль и отправляли в рот с мыслью, сколько витаминов, фосфора будет в организме. Было невдомёк, какую опасную пищу мы тогда ели. Ближе к третъему-четвёртому классу всё чаше кто-то из класса засыпал на уроках, хуже учился, становился вялым, инертным. Когда учились в начальных классах, часто дребезжали стекла. Зимой доносились, словно раскаты грома. Мы поднимали головы и говорили: «Наша армия нас бережёт! Мы можем спокойно учиться, не пугаться». Поднималась в душе гордость за Советскую армию. Каждый мальчик мечтал служить в её рядах. В нас воспитывали патриотизм, любовь к стране Советов. Многие одноклассники рано ушли из жизни, не создав семьи. А я заболела. Диагноз — общее заболевание. Вся наша семья с одним диагнозом. С одной стороны это край, с другой — это благо. Именно в это время я встретилась с удивительными людьми в белых халатах. Их талант, мастерство и клятва Гипократа помогли вернуть здоровье, мы научились радоваться, ценить и беречь жизнь.
Беседы после |