С Юбилеем! Печать

Сегодня юбилей у Зои Аркадьевны Шальковой, знатока истории родного края и местных традиций, много сделавшей для сохранения старинного печорского фольклора. Знаток, хранитель, собиратель и исполнитель печорского фольклора, она широко известна не только у нас в округе, а и в российских фольклорных кругах.

Всегда приветливая, общительная, женственная, яркая, творческая, Зоя Аркадьевна - эталон любви и уважения к своим корням, культуре, истории.

Мы дорожим её участием в нашей работе, личным общением, благодарны за передачу нам красоты старинных северных песен.

Дорогая Зоя Аркадьевна!
Крепкого Вам здоровья, солнечного настроения, грандиозных творческих планов,
доброго, тёплого общения!

С уважением и благодарностью
коллектив Этнокультурного центра НАО

news_2019.06.20_0_01

«Песни - это от семьи. У нас в семье все пели. Больше всех - мама, Наталья Семеновна...», - рассказывает Зоя Аркадьевна. А мы предлагаем вашему вниманию небольшой рассказ «Песни Виски» Александра Тунгусова из альманаха литературного объединения «Заполярье» №3 1959 года о том, как всё начиналось.

 

«Песни Виски» 
На путине и сенокосе, в праздники и будни постоянной спутницей женщин была песня. Она тревожила и веселила сердца, скрашивала нелегкую жизнь. Много таких вот песен – печальных свадебных, луговых хороводных, бойких плясовых – слышала в детстве, в юности и Наталья Семёновна Шалькова, запоминая все, что нравилось и западало в душу. Не расстается с песней она и сейчас. Еще до войны Наталья Семеновна участвовала в хоре. Вместе с Марией Яковлевной Барахматовой, Павлой Евдокимовной Тороповой, Таисьей Александровной Коткиной и другими бывала она на смотрах художественной самодеятельности и после войны. В 1954 году хор пожилых женщин села Виски под руководством Лукии Ивановны Слезкиной получил третью денежную премию и был отмечен грамотой.
– А сейчас все заглохло, никто с нами не занимается, – с сожалением в голосе говорит Наталья Семеновна. 
Мы навестили ее в один из апрельских дней. Дома были и муж, Аркадий Григорьевич, рыбак, и дети Зоя и Виктор, школьники. Сама хозяйка, пользуясь перерывом в работе на ферме, нянчилась с внуком. Не без гордости за своих детей она рассказывала: 
– Виктор у нас учится играть на гармошке, зимой ему купили. И поет хорошо. Какую песню ни услышит, сразу же мотив старается запомнить. И Зоя песни любит... 
Мы попросили Наталью Семеновну рассказать, о чем раньше пели. 
– Я вам лучше спою, а вы уж сами смекайте, – запросто сказала она. 
Голос у певицы четкий, чистый, приятный. Она тянет слово, как пряха нитку, ровно, не прерывая. Сначала поет о девичьей любви, о страданиях, о ревности. 
– А эта вот – свадебная, с детства научилась,– говорит На¬талья Семеновна и заводит: 
Молодость ты, молодость, 
Пречестная молодость. 
Чем же, чем же молодость 
При старости вспомянути? 
Вспомяну я молодость 
Тоскою-кручиною, 
Тоскою-кручиною, 
Печалью великою... 

В это время с улицы вошла Мария Яковлевна Барахматова. Кивнув всем, она тихо прошла к передней стене и, присев на лавку, сразу подхватила мотив, словно все время тут сидела. И вот уже два голоса (у Марии Яковлевны более высокий) поют: 
Ведра брошу на гору, 
А коромысло под гору. 
Сама сяду на траву, 
Раскинувшись яблонькой, 
Яблонькой кудрявою, 
Рощицей зеленою... 

Не удержались, чтобы не подтянуть им, и Аркадий Григорье¬вич с Зоей. 
Наталья Семеновна и Мария Яковлевна, оказалось, много раз пели вместе, а раньше вместе выступали и на смотрах. Потом женщины поют другую, свадебную: 
Не на улице дождь поливает – 
У нас в Виске-то девок убывает... 

Поют о том, как дочь упрашивала отца-батюшку не отдавать ее силой замуж: 
Ты не зарься на высокие хоромы – 
Не с хоромами жить, а с человеком... 


А вот как оплакивает свою судьбу, свою жизнь девушка в другой песне «Вылетала бедна пташка на долину»: 
Бродит по полю несчастна горемыка, 
Одинешенька с печалью, со кручиной. 
Белу грудь свою, лебедушка, терзает, 
Черны волосы, бедняжка, вырывает: 
«Пропадай ты, красота, моя злодейка, 
Онемей ты, сердце нежное, как камень, 
Не расти в пустыне хмелю без подпоры. 

Родила эти песни прежняя жизнь, горькая женская доля, о которой только по рассказам старших да из книг знают дети Шальковых... 
Вечером мы присутствовали на занятии сельского хора. Пришли учителя Галина Семеновна Пономарева, Полина Гавриловна Чурсанова, Анна Негодяева, строитель Николай Мартьянов, колхозницы Люся Сопилова, Зоя Шалькова, секретарь колхозной комсомольской организации Виктор Трушников и другие. 
Запевает руководитель кружка Галина Пономарева, девушка в зеленой вязаной кофточке с красным воротничком: 
Помнишь, как в Бухаресте 
Песня сдружила нас. 
Мы и в Варшаве вместе 
Пели с тобой не раз... 

Припев подхватывают все, и вот уже в комнате бодро звучат чистые звонкие девичьи голоса, к которым присоединяются сильные мужские. 
В репертуаре хора – «Есть такая партия», «Шумят сибирские кедры» и многие другие песни. Поёт их молодежь села не тол¬ко со сцены клуба, но и на работе, и вечерами, когда так хорошо пройтись, не торопясь, с любимой песней по улице родного села. 
Нет-нет да и разнесется над родной Печорой, прибрежными кустарниками и лугами: 
Как широки печорские просторы, 
Светла, прозрачна неба синева. 
И далеко разносится по свету 
О всех богатствах северных молва.