Живые ста́рины |
15 декабря в часовне старообрядческого комплекса русский сказитель Александр Маточкин из Санкт-Петербурга представил нарьянмарцам былины, сказки и духовные стихи в исконном звучании. Когда-то из сказывали в каждом поселении Нижнепечорья. Александр успел на днях побывать в селе Оксино (где в 1901 их записывал Николай Евгеньевич Ончуков), выступив там со старинами и в Тельвиске (где в 1956 записывала Наталья Павловна Колпакова). Маточкин уже 15 лет изучает русский фольклор, поёт древние тексты у себя дома и в поездках по городам для всех желающих, чтобы сохранить вымирающие жанры. Маточкин воспитывает с супругой шестерых детей, держит деревенский дом, старается «жить своими руками». И вот старины в изумительном исполнении не только услышали в Нарьян-Маре: их пели хором по-настоящему Александр и самодеятельные артистки Народного устьцилемского ансамбля "Родные напевы". Потом прозвучали несколько песен под акомпанемент гармони. На прощанье настоятель нарьянмарской Поморской Древлеправославной общины подарил ему альманах о старообрядческом движении за сохранение веры. Александр переехал в Петербург в 1995 году из Североморска, когда только закончил школу. Четыре года он проучился на историческом факультете СПбГУ, потом перешел на филфак, где начал изучать фольклор. Параллельно с обучением Александр увлекся фольклорным движением: старался участвовать во всех фестивалях, поездках, встречах, посвященных народной культуре. В СПбГУ около 30 лет существует фольклорный ансамбль, который исполняет традиционные песни. Александр пришел туда в 1998-м, и с тех пор на долгое время его жизнь связалась с ансамблем: здесь он познакомился с будущей женой, здесь же сыграл с ней свадьбу. Постоянно Маточкины живут в обычной квартире в новой пятиэтажке между Пушкином и Шушарами. В аспирантуре Александр стал детально изучать былины, искать древние тексты, записи, пытался понять ритм и интонацию народного пения. Былины продолжает исследовать до сих пор. |