Designed by:
Reseller hosting Joomla Templates
Hosting services
Родом из тундры Печать

Тайбарей Галина Григорьевна — поэтесса, член Народного литературно-творческого объединения “Заполярье”.

Родилась  07.02.1954 года в семье потомственных оленеводов  Большеземельской тундры (д. Хабарово Амдерминского района). Детство провела в посёлке Чёрное, училась в Варандейской восьмилетней школе, Ненецкой школе-интернат. Среднее образование получила в средней школе № 14 г. Павловска Ленинградской области.  Окончила в 1980 г. Северный факультет института им. А.И. Герцена. Работала в Волоковской восьмилетней школе учителем русского языка и литературы; учителем ненецкого языка и воспитателем Ненецкой школы-интерната г. Нарьян-Мар; преподавателем ненецкого языка  и методики его преподавания, истории культуры народов Крайнего Севера  в Нарьян-Марском педагогическом училище им. И.П. Выучейского (переименован в  социально-гуманитарный колледж); в Ненецком зооветеринарном техникуме;  заочном отделении социально-гуманитарного колледжа и Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Пишет на ненецком и русском языках стихи и прозу о родном крае, ненецкой традиционной культуре.

 news_2015.06.29_3

Галина Тайбарей и Лидия Сядейская

В её новой книге «Родом из тундры» опубликованы её авторские стихи и проза, а также переводы произведений Лидии Евгеньевны Сядейской и Инги Александровны Артеевой на ненецкий язык.

На презентации, состоявшейся 26 июня, собрались настоящие ценители. Разговор получился чрезвычайно интересный.  Галина Григорьевна увлекательно поведала о некоторых этапах своей творческой биографии, а стихи на ненецком и русском придавали рассказам ещё более яркие краски. Некоторые стихи уже являются песнями – зрители услышали их в исполнении автора. Книга вместила и детство, и юность, и целую жизнь, - поэтому она так дорога и  автору, и читателям.

Звучали проникновенные слова о родстве, тундровой дружбе, о том, что тундра – настоящий дом для того, кто её понимает и любит.

news_2015.06.29_4

Евгения Растягаева поздравляет автора

 

 

Галина ТАЙБАРЕЙ

 

***

Дождь

холодною ладонью

прикоснулся к губам: «Молчи!»

 

Гладь

усталой воды мне

снова песни свои поёт.

 

Грусть.

Тяжёлая осень

по двору моему идёт.

 

Я

во сне тихо плачу

без особых на то причин.

 

 

Ученическая сумка 

Посвящается профессору

М. Я. Бармич

 

Царствует белая ночь

Сегодня на  Канине,

А тундры великой дочь

Проходит экзамены.

Каменный царский град

Встретил приветливо.

Из тундры она в Ленинград.

Учиться приехала.

 

Книги, немного еды,

Из замши малица…

От тобок сырые следы

Останутся в памяти.

Встретил святым  дождём

И звуками звонницы.

Повел её тем путём,

Что знанием полнится.

 

И с русским родной язык

Поставила вровень ты,

И этот родимый звук

Такой же он полноты.

О, светлая Канина дочь,

Такая умелая! —

Экзамены, будние дни, —

Все верно ты делала.

В великие семьдесят лет

Стезя не измерена.

С хорошей душой человек

Шагает уверенно.

Все дарим тебе цветы

Мы вновь в день рождения.

Душевной большой красоты,

Всегда быть в движении.

 

Средь лучших твоих друзей

Ты здесь возвышаешься.

Желаем отличных идей,

Ведь с ними ты справишься.

Будь светел, соратник и друг,

Здоровья и радости,

И жизни пусть ширится круг

В немеркнущей благости!

  

Навага

Мы, дети тундровиков-оленеводов, по достижении семилетнего возраста уезжали учиться в школу-интернат. Школьный вертолёт увозил нас на край земли в посёлок Варандей. Я впервые уезжала так далеко от мамы, увозила с собой её наставления учиться хорошо, слушать учителя и меньше грустить. Мама была во всём мне примером, и огорчать её даже в мыслях не было.

Вертолёт приземлился на песчаном берегу. Мы, школьники все высыпали. Для кого-то  это был знакомый посёлок, а для меня — большая неизвестность. Она не приносила никакого беспокойства, это было открытием нового периода жизни. Игрушки уходили на второй план, я должна была организовать себя, жить самостоятельно среди других детей. До школы я мало играла со сверстниками, в основном время проводила с двоюродными братьями и сёстрами. Но главное в школе — научиться говорить по-русски. Я не думала, что это будет очень сложно, увлекательно и интересно. Учили нас красиво говорить, читать, писать на русском и ненецком языках. Учёба воспринималась, как труд. Старшие сёстры и братья вели контроль наших достижений, потому что с детства нас учили слушать старших и набираться опыта, для них это пройденный путь.

В интернате все мы были подстрижены налысо, всем нам выдали шерстяные портянки и кирзовые сапоги, длинное пальто. Одежда была лёгкой, непривычной. Было такое ощущение, что я вхожу во что-то большое, неизведанное. Это чувство соприкосновения к новой культуре.

После школы мы, дети тундры, одевались в свои меховые малицы, паницы, пимы и бежали на берег моря. Там рыбаки ловили навагу. В морозные дни добытую рыбу оставляли на некоторое время на льду, чтоб она застыла. А мы бежали гурьбой, договаривались, кто сколько рыб каждый возьмёт. Чаще одну-две. Бежали в интернат накрывали стол, доставали свои ножи, привезённые из дома. Закрывали плотно шторы, гасили свет, один вставал у дверей, крепко держась за ручку, и мы все смотрели, в какой рыбе больше фосфора. На одном из уроков природоведения учительница рассказала о том, что в рыбе много фосфора, который необходим для костной ткани, для белизны и здоровья зубов. А в магазине в то время продавали модные броши из фосфора, которые в темноте светились желтовато-зелёным светом. Среди принесённой добычи мы искали ту рыбу, которая светится. Фосфор в рыбе, по нашим понятиям, должен светиться, как брошь. И действительно, попадалась рыба, которая светилась сочным зелёноватым светом. Мы девочки оживленно восклицали: «Смотрите, она светится, в ней много фосфора! Я её буду есть, моя очередь!»

Строгали эту рыбу, макали в соль и отправляли в рот с мыслью, сколько витаминов, фосфора будет в организме. Было невдомёк, какую опасную пищу мы тогда ели.

Ближе к третъему-четвёртому классу всё чаше кто-то из класса засыпал на уроках, хуже учился, становился вялым, инертным. Когда учились в начальных классах, часто дребезжали стекла. Зимой доносились, словно  раскаты грома. Мы поднимали головы и говорили: «Наша армия нас бережёт! Мы можем спокойно учиться, не пугаться». Поднималась в душе гордость за Советскую армию. Каждый мальчик мечтал служить в её рядах. В нас воспитывали патриотизм, любовь к стране Советов.

Многие одноклассники рано ушли из жизни, не создав семьи. А я заболела. Диагноз — общее заболевание. Вся наша семья с одним диагнозом. С одной стороны это край, с другой — это благо. Именно в это время я встретилась с удивительными людьми в белых халатах. Их талант, мастерство и клятва Гипократа помогли вернуть здоровье, мы научились радоваться, ценить и беречь жизнь.

news_2015.06.29_1

 

news_2015.06.29_2

Беседы после

 

Независимая оценка

 

spbmkf_2016

 

spbmkf_2016

Сувенирная лавка

 

logo_ALL_culture_RGB

 

2020_npkultura

 

grants

 

Baner_Tel

 

Baner_CRB

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!