Клуб резьбы по кости «Белая кость» Печать

Клуб резьбы по кости «Белая кость», ул.Тыко Вылки д. 6 «А», контактный телефон +7 (911) 558-20-09

Клуб резьбы по кости «Белая кость» создан в ноябре 2015 года. Участники клуба занимаются редким и древним ремеслом – резьба по кости. В настоящий момент в клубе 6 участников, под руководством Адаменко Татьяны Евгеньевны. В августе 2016 года была проведена первая отчетная выставка клуба.

TAR_8972

Участники клуба «Белая кость»

Статья из журнала «Вестник культыры»

Пилите Шура, пилите…

Партия сказала надо, комсомол ответил – есть. Примерно такая же ситуация произошла и со мной. Руководство ГБУК «Этнокультурный центр НАО» сказало, что нужно вести кружок по косторезанию. Могу ли я это сделать? И я ответила - могу.

До этого, другими людьми, уже были попытки организации косторезного кружка, и вполне удачные. Но направление было обращено в сторону детей. А косторезание требует терпения, терпения и ещё раз терпения. Что у детей сложно найти.

Вот и мне было поручено привлечь молодежь. Решено - сделано. В ноябре 2015 года приехал к нам в город мастер косторез из Якутии. После проведения мастер - классов среди учащихся Нарьян-Марского социального педагогического колледжа и Аграрно-экономического техникума, желающих оказалось достаточно. Но месяц, два - ребята исчезали. Зато стали проситься попробовать себя в резьбе по кости, довольно взрослые люди.

Первой «ласточкой» был Дмитрий Безумов. Он привел свою дочь на кружок «Чудо ручки» и, разговорившись с Моргось Мариной Валентиновной, узнал, что есть такой кружок. Меня как обычно спросили, могу ли я взять взрослого, и я, как обычно ответила – могу. После первого же пробного занятия Дмитрий, сразу «пошёл» на объёмную скульптуру (кулон «Ворон»). У него есть объемное видение, что очень хорошо в этом ремесле. Затем были другие мелкие работы и его известная скульптурка «Фига». Дмитрий очень увлекающийся и активный человек, поэтому он сразу берется за сложные работы. После пары месяцев занятий он изъявил желание сделать шахматы. Теперь над этим и работает (с отвлечением на разные заказы). Думаю, до появления шахмат пройдет ещё год.

Я не являюсь мастером - косторезом. Скорее - тренер, так в шутку себя называю. Я объясняю, и показываю - как сделать. Направляю, даю советы, считая, что каждый может себя найти в любом ремесле. Главное, найти свою нишу, довести своё умение до совершенства.

Так, например, случилось со вторым нашим участником клуба - Максимом Тарасовым. Вот у кого есть большое терпение и цели. Максим, как и все, кто приходит к нам в клуб, начал с изготовления кулона. Таким способом человек начинает понимаеть и чувствует работу бормашины. Учится пользоваться борами, понимает - как подобрать материал. Изготовив пару первых кулонов, Максим решил сделать что-то своё, и понеслось… Теперь милые улыбающиеся рыбки - его фирменная фишка. И может, кому-то они покажутся простыми. Но это не так. В этом и заключается понятие «занять свою нишу». Теперь Максим может уже сам показывать мастер-класс по изготовлению кулона или брелка «Рыбка». Он знает - какой ему нужен материал, размеры заготовок, отработан принцип изготовления и узор «Рыбки». «Рыбки» уже зарекомендовали себя как милый подарок его друзьям и знакомым. Но на этом, он не останавливается и сейчас отрабатывает своих «Совушек».

И если Дмитрий с размахом берётся, не боясь, за любую по сложности работу, то Максим - человек который сначала доводит до совершенства то, чему научился, а потом переходит к следующей цели. Дальше друг за другом пришли Александр Буслаев и Алексей Барышев. Самое интересное, что Александр - зубной врач. Я смеялась, что ничего обьяснять не надо, он сам все знает. Да, что касается боров и бормашинок, он знает. Зато совершенствует себя с художественной точки зрения, потихоньку добиваясь успехов.

Алексей Барышев пришёл в клуб после посещения нашей отчетной выставки «Белая кость», которая прошла в августе этого года. Алексей - очень творческая личность. Сразу стал вырезать малую скульптурную форму и объемные кулоны.

Кстати, о выставке. Она была даже не запланирована, но очень хотелось показать наши небольшие достижения. В ней было 13 участников. Помимо участников клуба, были Куликов, Александр Ледков, Виктор Вылка, Руден Рубцов, Валерий Канюков, Рашид Тайбарей. Они самостоятельно занимаются работой по кости. И с удовольствием согласились своим участием поддержать нашу выставку.

Например Куликов более пятнадцати лет самостоятельно занимается резьбой по кости. В основном это композиционные скульптурные работы на темы басен Крылова, природы, сюжеты народных гуляний. …. Нашол интересное решение в использовании оленьего рога, покрытого зеленью. Он делает из них ёлочки природного окраса.

Валерий Канюков занимается не резьбой по кости, а особой техникой гравировки по кости - скримшоу. Данная техника раньше в основном использовалась в ювелирном деле, а затем основательно закрепилась в оформлении оружия. В ней используется аппараты для гравировки и выжигания. Это очень интересная и доведенная до большого искусства техника. Валерий пробует себя в изготовлении рукояток ножей.

Рашид Тайбарей открыл в себе талант лишь три года назад. Очень талантливый человек, как говорят, с золотыми руками. Он выполняет объёмные работы с северным колоритом.

Работа костореза очень кропотлива и требует большого терпения. Если делать всё по правилам, то начинать нужно с эскиза, который нужно разработать и нарисовать. Затем, исходя из задачи, подобрать материал. Мы, в основном используем рог лося и оленя. Рог оленя очень специфичен. Он тонкий, пористый и имеет цвет: от белого до серого. После подбора материала, нужно изготовить заготовки. Как говорится: пилите Шура, пилите… Подготовили заготовку, а теперь убираем всё лишнее. И тут нельзя ошибаться, обратно не прилепишь. Дальше шлифуем и шлифуем, и это очень важный этап. По нему сразу видно - мастер или новичок. Дальше - полировка, она сразу покажет все огрехи, если они есть. Ну и последнее - оформление работы, в зависит от того, что это за изделие. И все это нужно сделать на «отлично». Работа может занимать от одного месяца до года. Ведь что такое мастер? Это человек, доводящий свое ремесло до совершенства.

Недавно к нам присоединилась милая и изящная девушка Соня. Она только учится, ищет и находит себя в данном ремесле.

Нашему клубу «Белая кость» всего лишь год, как младенцу. Нам еще многое неизвестно, многому нужно научиться, есть свои трудности. Но я желаю его участникам главного: терпения, терпения и ещё раз терпения.

 

Татьяна Адаменко

руководитель клуба «Белая кость»

 

12

19

42

Дмитрий Безумов за работой

 

36

38

Александр Буслаев за работой

 

IMG_1433

Максим Тарасов за работой

 

rybka_1

rybka_2

rybka_3

Брелоки «Рыбка», автор Максим Тарасов

 

sovushki

Кулон «Совушка», автор Максим Тарасов

 

magnit_1

magnit_2

Магниты из рога оленя, автор Максим Тарасов

 

TAR_8152

TAR_8155

Рога лося и оленя, клык моржа, бормашина

 

TAR_8184

Работы Дмитрия Безумова

 

TAR_8185

Работы Татьяны Адаменко

 

zolotaya_rybka

«Золотая рыбка» работа

 

TAR_8170

Работы Александра Ледкова

 

TAR_8160

«Мама» работа Виктора

 

TAR_8161

TAR_8164

Работы Марии Филипповой

 

TAR_8167

TAR_8168

Работы Виктора Филиппова

 

TAR_8173

TAR_8175

Работы Рудена Рубцова

 

TAR_4867

TAR_4871

TAR_4879

Работы Александра Буслаева

 

news_2018.10.12_1_01

news_2018.10.12_1_02

news_2018.10.12_1_05

news_2018.10.12_1_03

Работы Рашида Тайбарей

 

Остались позади насыщенные творчеством дни обучения на мастер-классах по народным промыслам. Участники клуба «Белая кость» не ожидали, что получат столько полезного теоретического и практического материала. Встреча с мастером по саамской резьбе Владимиром Чупровым оказалась очень продуктивной.

Справка: Владимир Леонтьевич Чупров – наш земляк. Сейчас живёт и работает в селе Ловозеро Мурманской области. Он стоял у истоков возрождения саамской резьбы, когда в Северном национальном колледже открылось отделение резьбы по кости и рогу. Работал методистом по мужским ремёслам в национально-культурном центре с. Ловозеро. Сейчас состоит в ловозерском союзе коми мастеров «Дона куд», занимается изготовлением сувенирной продукции.

В Нарьян-Мар Владимир Леонтьевич был приглашён для проведения мастер-класса резчикам по кости и рогу оленя из объединения «Белая кость» в рамках реализации проекта Этнокультурного центра «Сохраним наследие». Мастер познакомил участников мастер-классов с технологией механизированной гравировки по рогу оленя, научил, как быстро и легко выполнять сложные операции: экономично отбеливать рог, клеить и выравнивать кость лося, обрабатывать изделия наждачкой способом «вертолёт», изготавливать рабочие инструменты из тех, что уже вышли из строя, которые раньше просто выбрасывались. Он объяснил, что сувенирка – сувенирная продукция – должна продаваться, а для этого быть недорогой, что кулон можно выполнить всего за 20 минут, а это удешевляет стоимость изделия для покупателя. Также Владимир Леонтьевич дал практические советы по облегчению, ускорению работы, заточил наши рабочие фрезы, указал как распределить фрезы по способам применения, порекомендовал делать акцент на национальную тематику. В заключение он показал, как в Ловозеро выделывают кожу оленя на замшу с помощью ивовой коры.

Помимо занятий с мастерами объединения Владимир Леонтьевич провёл мастер-класс по саамской резьбе для представителей оленеводческих хозяйств округа. Для ребят из оленеводческих хозяйств такой опыт даёт возможность дополнительного заработка.

news_2018.10.30_0_02

news_2018.10.30_0_01

news_2018.10.30_0_03

news_2018.10.30_0_04

news_2018.10.30_0_05

news_2018.10.30_0_06

 

Художественная резьба по кости.

...Кость как материал, из которого создавали высокохудожественные произведения, добывалась в разных местах. Так, жители побережья Белого моря Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Войгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, у Шпицбергена и около устья Печоры.

Одновременно с этим в районах вечной мерзлоты добывали ископаемую мамонтовую кость. ею особенно славилась далекая, суровая Якутия. Много бивней находили на островах в море Лаптевых. Не случайно побережье Ледовитого океана с близлежащими островами называли «мамонтовым берегом». В середине XVIII века в Петербурге в типографии Академии наук издавались: «Ежемесячные сочинения», где можно было прочитать следующее: «Мамонтовая кость находится в земле, особливо в ярах по большим рекам и по берегу Ледовитого моря. Когда вода оные берега несколько подмоет, тогда кость из земли оказывается. Самая лучшая та, которая из реки Хатанги в Мангазею и с реки Индигирки в Якутск привозится». Ещё в середине XVII века «охочие служилые люди» Семен Дежнев и Юрий Селивестров с товарищами промышляли в районе устья Анадыря. В 1656 году они добыли там 289 пудов «кости рыбьи моржового зуба». Оттуда промышленники доставляли десятки и сотни пудов кости в Москву, где она особенно высоко ценилась. Если в Якутске пуд самых лучших мамонтовых бивней продавали по три-четыре рубля, то в Мангазее уже по шесть рублей, в Москве, естественно, намного выше. Обычно охотники платили государству налог – «десятую кость», а с 1649 года была введена государственная монополия на ее продажу.

Важным фактором в определении художественных достоинств произведения является мастерство его исполнения. Техничность резьбы или гравировки, профессионализм, с которым сделана гладкая, рельефная или сквозная резьба, определение соразмерности членений предмета, его функциональности в соединении с декоративной обработкой - все это входит в общую оценку произведений декоративно-прикладного искусства. Резчик по кости должен быть не только мастером, владеющим инструментами своего ремесла, но и художником, скульптором, точно и правильно оценивающий материал, из которого создается оригинальное художественное произведение.

Основные технические приемы обработки кости сложились много веков тому назад и практически не меняются до наших дней.
Простая кость (трубчатая кость домашних животных) называется цевкой; она имеет сероватый оттенок и потому требует обязательного отбеливания.

Рога используются у всех виды рогатых животных: оленей, лосей, коров, быков, козлов и т.д.
Моржовая кость очень прочная, имеет белый, прозрачно-зеленоватый цвет с розово-теплым оттенком при просвечивании.
Мамонтовая "голубая" кость, так называемая ископаемая, поскольку ее обнаруживают, как правило, в районах вечной мерзлоты, несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый оттенок. Иной раз она бывает окрашена солями грунтовых вод в коричневый или сине-зеленоватый цвет. Эта особенность удачно используется мастерами при решении декоративных задач. Мамонтовый бивень по структуре и цвету очень близок к слоновой, который на тонкий срез несколько прозрачней.

Первоначально моржовый клык, бивень слона или мамонта, кость домашних животных обезжиривается, затем отбеливается. Кость подвергают грубой обработке - пилят на куски или пластины, определяют форму предмета. Распиловка кости на пластины ведется вдоль слоев, а не поперек, что важно для прочности будущего изделия. Долевой распил не позволяет кости коробиться при изменении температурно-влажного режима. Для всевозможных шкатулок, ларцов, коробочек, мебели основу делали из дерева, снаружи ее оклеивали костяными пластинками, которые украшали изобразительными или орнаментальными мотивами в технике рельефной или сквозной резьбы. Часто под прорезь мастера подкладывали цветную фольгу, яркую бумагу, шелк или бархат. В сочетании с мягким светлым тоном кости это создавало больший декоративный эффект, выявляло красоту пластической проработки поверхности. Но прежде чем художник приступал к резьбе, он делал на кости или пластине схематический, эскизный рисунок и лишь затем лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами вел обработку костяной поверхности. Специальный инвентарь не изменился за многие столетия.

Художественная резьба подразделяется на несколько видов. Наиболее простой для исполнения - гладкая резьба. Мастер ведет постепенное углубление фона по предварительно нанесенному рисунку. Последний либо процарапывается, что само по себе является методом гравирования на кости, зачастую сопутствуемым подцветкой. Задача выявления выпукло-объемных форм решалась различно - до едва ощутимого, почти плоского до выпуклого рельефа, максимум высоты которого достигался креплением на постоянных шипах дополнительных накладных деталей. Следующая по трудности исполнения - объемная резьба, то есть работа над трехмерными фигурами разного характера и назначения. И, наконец, самая сложная - сквозная, или как ее называют, резьба на проем. Она требует большого опыта и знания материала. Малейшее неосторожное движение - и вся композиция мелкого, тонкого по рисунку узора может быть испорчена. Резьба на проем, как правило, прорабатывается с дополнительной моделировкой поверхности и исходит из основного принципа резьбы - постепенного углубления фона. Она допускает значительную свободу в наилучшем использовании дополнительных фонов, подчеркивающих красоту рисунка. Часто употреблялась гравировка, которую порой подсвечивали - краска плотно входила в углубленный штрих, выявляя по отношению к основному фону своей контрастностью рисунок.

В целях достижения большей декоративности в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивали естественными красителями. К их числу принадлежит шафран, дающий желтую окраску; листья щавеля - от коричневого до черного цвета; кора ольхи и ягоды черники - коричневый или серый тон; марена и ягоды спелой бузины - красный и т. д. Для протравы кости краской нужно было создать кислую среду, для чего употребляли морс, уксус, водку или квасцы. Позднее, в XIX веке, стали пользоваться анилиновыми красками. В особых случаях кость золотили и украшали драгоценными камнями. Интересно, что косторезы использовали чисто конструктивные детали в качестве декоративных элементов. Так, металлические скрепы, гвоздики, накладки, крепившие костяные пластины на деревянную основу, превращались в умелых руках мастера в дополнительный узор. В современном резном искусстве по кости сохранены все приемы обработки материала, введены лишь некоторые технические усовершенствования.

Информация с сайта http://chukotan.ru

 

Наши Афиши

Сувенирная лавка

Ваше мнение

Как вы оцениваете работу ГБУК "ЭКЦ НАО"?

Год театра в России

hteatre_logo_bw

Культура. Гранты России

 

grants

 

Baner_CRB

 

Baner_Tel